суббота, 16 июля 2016 г.

Моше Фельденкрайз: физик, черный пояс и целитель: лечение серьезных проблем мозга при помощи Сознавания через движение

"Система, разработанная Моше Фельденкрайзом,
имеет столько же влияния на понимание
взаимоотношения разума и тела, сколько теория
относительности Эйнштейна оказала на физику".

Бернард Лейк, врач


Я обожаю книги. Каждый раз, когда мне попадается что-то новое, вдохновляющее и интересное, я хочу рассказат об этом всему миру и получить новую профессию. Немедленно ! Только за последние несколько месяцев я уже спланировала стать специалистом по лечебному питанию для особых детей, послеродовой доулой, практиком метода Фельденкрайз и метода Анат Баниэль,  и специалистом по методике "Дополнительный урок" в вальдорфской школе ...

Нормана Дойджа я люблю столько же, сколько лет моему старшему сыну, а значит - почти семь лет. В 2009-м, когда мы еще только пытались справиться со шквалом всего произошедшего - рождение первенца, бурные события вокруг родов, инсульт и кома, срочная операция, реанимация без допуска, больница без выпуска, все почему - зачем - кто виноват и что делать, - в общем, какими-то непонятными путями в Алмате меня нашла первая книга Дойджа, "Пластичность мозга" (о ней я упоминала здесь), причем, совершенно таинственно, - на английском языке. Нашла и дала надежду: наверное, все, что мы делали с тех пор, было пронизано пониманием того, как пластичен и креативен мозг, как он может создавать новые связи и перераспределять ресуры.


В прошлом году Дойдж разродился следующей книгой (Norman Doidge, The Brain's Way of Healing: Stories of Remarkable Recoveries and Discoveries), описывающей работу тех, кто пришел на смену пионерам нейропластичности: им уже не нужно было бороться со всем миром, доказывая, что нейропластичность существует, и они могли направить свои силы на ее дальнейшее изучение и применение ее возможностей. Я дошла только до середины, но мне уже хочется сказать: читать всем ! Всем, кто страдает от хронической боли, у кого есть родственники, страдающие болезнью Паркинсона или другими нейродегенеративными расстройствами, у кого есть знакомые или подопечные с повреждением мозга.


Книги этой на русском пока нет - я, по крайней мере, ничего не нашла о ней в просторах сети, - и поэтому я не сдержалась и перевела две части одной из глав. Первая часть звучит как начало какого-то приключенческого романа. Вторая - как фантастика, а заодно - хорошее объяснение того, как строится и изменяется карта мозга, и почему традиционные методы современной медицины не работают. Ну и, как обычно, меня завораживает, как все в этом мире переплетено: лаборатория Жолио-Кюри и ядерная физика, Ян Флеминг и спасительный корабль в Англию, а между ними - не столь известный Моше, променявший карьеру многообещающего физика на целительство и принесший "улучшение" (он не любил слова "вылечить") множеству людей.  Итак ...

Норман Дойдж.
«Как мозг исцеляет себя. Примечательные истории исцеления и удивительные открытия»

Глава 5. Моше Фельденкрайз: физик, черный пояс и целитель: лечение серьезных проблем мозга при помощи Сознавания через движение

Побег с двумя чемоданами

В июне 1940 года молодой еврей сбежал из Парижа, оккупированного нацистами, всего за несколько часов до того, как его взяло бы Гестапо. С ним было два чемодана. В них были секретные разработки и материалы французских ученых, включая два литра недавно открытого вещества, тяжелой воды: основного ингредиента для производства атомной энергии и атомного оружия, а также планы разработки зажигательной бомбы. Его задачей было сделать так, чтобы эти материалы не попали в руки немцев, а его надеждой было добраться до Англии. Он был крепким, с широкой грудью, около 160 см росту, чрезвычайно сильным, атлетом со спортивными достижениями. Лет десять тому назад он поранил колено во время игры в футбол, и ему было тяжело ходить.

Моше Фельденкрайз занимается дзю-до
источник фото 

Этому человеку, Моше Фельденкрайзу, только что исполнилось 36, и был он физиком, работающим над кандидатской диссертацией в Сорбонне. До этого он работал над французскими секретными атомными разработками в лаборатории молодой супружеской пары Фредерика и Ирен Жолио-Кюри. За несколько лет до того, в 1935-м, эта пара получила Нобелевскую премию за синтез новых радиоактивных элементов. В марте 1939-го в лаборатории расщепили атом урана и запустили цепную реакцию, высвободившую колоссальное количество энергии – ту, что назовут ядерной. И именно Фельденкрайз был тем человеком, который собрал устройство, производящее частицы, атакующие атом. В том же году Альберт Энштейн написал американскому президенту Франклину Рузвельту, что «по результатам работы Жолио во Франции», стало возможным создать новый вид бомбы; он предупредил и о том, что нацисты следили за этой работой и уже начали собирать запасы урана.

За несколько дней до его побега в 1940-м, когда нацисты уже маршировали по Парижу, Фельденкрайз заметил, что, по каким-то странным причинам, его раненое колено стало давать о себе знать. Оно настолько распухло, что он едва смог выбраться из постели, чтобы пойти на работу. В последнее время он находился в крайнем стрессе, это верно, но он не мог понять: как что-то, происходящее в его мозгу, могло привести к распухшему колену. Через несколько часов после входа в Париж, Гестапо пришло бы с обыском в лабораторию Кюри и вывело бы всех сотрудников во двор. Обычно в этих ситуациях, они отобрали бы всех евреев и коммунистов и отправили бы их в концентрационные лагеря. Фредерик сказал Фельденкрайзу, что, поскольку тот был евреем, он находился в опасности, и быстро организовал для него бумаги французского правительства.

С двумя чемоданами, Моше и его жена, Йона, пустились в отчаянный побег по бездорожью, с целью попасть на один из кораблей, отправляющихся в Англию. Но они ехали из одного порта в другой, только чтобы обнаружить, что порт закрыт или последний корабль уже ушел. Нацисткое Люфтваффе бомбило дороги, заполненные машинами с отчаявшимися, спасавшими свою жизнь, потому что поезда не ходили. Вскоре дороги были настолько повреждены, что стали непроездными. Моше и Йона пошли пешком, но у нее был врожденный дефект бедра, а у него – больное колено. Когда она не смогла больше идти, он силой воли повез ее на брошенной кем-то тачке, пока они не добрались к месту морской эвакуационной операции Союзных войск. Операцией командовал британский офицер, Ян Флеминг, который позже написал романы о Джеймсе Бонде. Флеминг посадил их на борт корабля HMS Ettrick – последнего, покидавшего оккупированную Францию. Потому как корабль был переполнен, Фельденкрайзу пришлось кинуть свои чемоданы в большую багажную кучу, чтобы получить их по прибытию.
[В поиске средств лечения своего колена, Фельденкрайз обнаружил, что наблюдая за своими привычными движениями и разбивая их на мельчайшие части, он мог изменить их так, чтобы избавиться от боли. Постепенно, он начал помогать другим, и в какой-то момент его стал раздирать выбор: продолжать работу в ядерной физике или же ступить на путь целительства, учитывая свои великолепные результаты. Он выбрал целительство, и его мать полу-шутила: «Он мог бы получить Нобелевскую премию по физике, но вместо этого стал массажистом»]

Моше Фельденкрайз и его ученики
источник фото


Работа с детьми

По мере того, как Фельденкрайз становился все более опытным в работе с пациентами, перенесшими инсульт, к нему стали приводить детей с ДЦП, многие из которых пострадали от инсульта еще в утробе, или же перенесли недостаток поступления кислорода в мозг во время родов. Зачастую они не были способны контролировать движения языка и губ, чтобы говорить. Как и у взрослых, перенесших инсульт, у детей с ДЦП часто бывают спастичные конечности, с таким напряжением мышц, что они становятся слишком ригидными (жесткими), чтобы двигаться нормально или вообще двигаться.

Для детей, такая ригидность создает серьезную проблему. При рождении у нас еще нет детально развитой, дифференциированной карты мозга, позволяющей чувствовать и выполнять мелкие отдельные движения. Здоровый младенец сначала начинает сосать кулак, и в мозгу заработает единая, недифференциированная карта руки, чтобы обработать ощущение и движение. Со временем, он отделит от этой руки несколько пальцев и начнет сосать их и затем, возможно, свой большой палец отдельно. Пока он играет своими руками, карта мозга для рук дифференциируется, образовывая отдельные участки для ощущений и движения каждого пальца. Но ребенок с ДЦП, со спастичным телом или конечностью, не может выполнять мелкие, отдельные движения; его конечности слишком ригидны. Очень часто рука образует сжатый кулак, так что ему невозможно даже начать развивать карту мозга и разделить ее на отдельные участки для каждого движения.

Другой симптом, который можно часто увидеть у ребенка с ДЦП: он не может поставить пятки на пол (если он стоит, или же его поддерживает взрослый), потому что сокращенные икроножные мышцы тянут его пятки наверх. Поэтому его ахилловы сухожилия всегда напряжены. У других таких детей колени вывернуты вовнутрь: их приводящие мышцы в бедрах настолько сокращены, что сводят колени вместе. Оба состояния могут быть очень болезненными.

Официальная медицина предусматривает для таких случаев хирургическое вмешательство. Хирург надрезает и удлиняет ахиллово сухожилие. Иногда используют уколы ботокса, чтобы парализовать мышцу и отпустить напряжение. Но сокращение мышц никуда не уходит, так что операцию или уколы приходится повторять. Детям со скрещенными коленями надрезают приводящую мышцу, чтобы снизить давление. Но ни один из этих подходов (задуманных из хороших побуждений, но довольно радикальных) не обращается напрямую к основной проблеме, потому что это мозг посылает сигнал сократить мышцы. И все эти процедуры оставляют ребенка с нарушенной механикой тела – на всю жизнь. Другой медицинский подход предлагает различные упражнения на растяжку, объясняя их необходимость тем, что мышцы и соединительные ткани укорачиваются и закрепляются так, - и это правда. Но эти растяжки зачастую болезненны и также не работают с тем фактом, что именно мозг «говорит» мышцам напрячься.

Фельденкрайз считал, что причина спастичности - не только первоначальное повреждение мозга, но и проблема для мозга регулировать сенсорную информацию и двигательную активность из-за недостатка в дифференциации поступающей информации. В результате, мозг не «знает», когда нужно выключить двигательный кортекс.

Моше Фельденкрайз и его маленький ученик
источник фото


Однажды Фельденкрайз проводил семинар в Торонто, и ему показали маленького мальчика с ДЦП. Ифрам не мог нормально ходить, ему требовалось вспомогательное приспособление на колесах, и он был очень спастичен и зажат. Поскольку его пятки не касались земли, он ходил на цыпочках. Но его самой большой проблемой на тот момент были колени, неразделимые, сжатые вместе. Хирург запланировал ему операцию, чтобы надрезать приводящие мышцы и развести колени.

Фельденкрайз начал работать над хождением на цыпочках. Уложив Ифрама, Фельденкрайз выполнил небольшие движения на его ступнях, затем выше на ногах, чтобы помочь ему дифференциировать карты мозга для разных конечностей. За очень короткое время мальчик начал расслабляться и легче дышать. Фельденкрайз отправлял сообщения мозгу Ифрама, используя сенсорные нейроны его ступней и ног. Эта информация позволила мозгу мальчика начать различать пальцы ног и их мышцы, икры ног и их мышцы, а также все движения, которые они могли делать. Только тогда, когда мозг смог увидеть все эти различия, он смог начать как следует регулировать работу нейронов моторной системы и мышечный тонус.

Во врем уроков Функциональной интеграции, если Фельденкрайз чувствовал, что у кого-то была слишком зажата какая-то мышца, он зачастую показывал этому человеку, как нарушенная нервная система слишком усердствовала в этом действии. Один из его продвинутых практиков, Карл Гинзбург, описывал, как часто Фельденкрайз, вместо того, чтобы добиться от ученика расслабления, «держал» напряженную мышцу за него. «Понимание Фельденкрайзом привычки привело его к тому, чтобы не противиться этому действию, а поддерживать его, непосредственно перенимая его в свои руки. Фельденкрайз обнаружил, что, получив такую поддержку, большинство учеников просто отпускали привычные действия».

Фельденкрайзу удалось занести ногу Ифрама за ногу – так, чтобы они стали еще ближе, чем были. Таким образом, Фельденкрайз делал то, что нарушенная нервная система делала слишком усердно, - и «учил» нервную систему, что ей не нужно работать так напряженно. Через несколько минут, спастичные мышцы бедер Ифрама стали менее напряженными, без применения Фельденкрайзом какой-либо силы. Теперь, когда колени были разведены, он поставил между ними кулак и попросил мальчика сжать кулак внутренними мышцами бедер. После этого Ифрам полностью расслабил свои мышцы, и его колени полностью раскрылись. «Смотри, насколько легче, когда колени открыты?», сказал Фельенкрайз. «Держать их вместе – это работа». Фельденкрайз использовал тело Ифрама, чтобы спрограммировать его мозг. Исследование, проведенное в 2006 году на тридцати трех учениках классов Сознавания через движение показало, что эти «уроки» могут удлинить мышцы так же, как и растяжки, - на этот подход могли бы обратить внимание и спортсмены.*



(*Фельденкрайз говорил, что он хочет не гибких тел, а гибких мозгов, которые создали бы гибкие тела. …)

========================================================================

Скачать книги Фельденкрайза на русском можно здесь.

Еще почитать о методе - здесь.

Я ушла читать мою книгу дальше, и желаю всем нам гибких мозгов )))


2 комментария:

  1. Спасибо !!! На меня книга пластичность мозга произвела огромное впечатление...

    ОтветитьУдалить
  2. Да, мне она тоже мозг перевернула навсегда )

    ОтветитьУдалить