пятница, 12 сентября 2014 г.

Все включены и всё включено: образование для "особых" детей в Новой Зеландии

 "Имеются свидетельства, согласно которым школы,
наиболее успешно включающие и обучающие детей
с ограниченными возможностями, в то же время
оказываются самыми лучшими для всех остальных детей." (*)

Поскольку мне приходится сейчас разбираться со школой для сына и различными вариантами его обучения, решила по ходу дела об этом написать. По большей части, это пока теория, почерпнутая из брошюр и бесед с учителями; и уже имеющийся наш опыт как таковой, конечно, мало кому пригодится. Но, наверное, любому родителю "особого" ребенка хорошо иметь представление о том, как могут обстоять дела с образованием.

Сначала - основы, применимые ко всем абсолютно детям. В "школу" новозеландские дети отправляются обычно в пять лет. Обязательно - с шести, но большинство начинает в пять. Те, которые пойдут в шесть - присоединятся к своим сверстникам, то есть могут начать сразу со второго класса.  И будут обязаны выпуститься из 12-го класса, то есть это минимум 11 лет в школе.

Сразу уточню, что домашнее образование в Новой Зеландии возможно, но на это надо получать разрешение от Министерства образования - чиновников нужно убедить, что ребенок будет учиться "так же регулярно", как если бы он был в школе. Родители, получившие "освобождение", получают небольшое годовое пособие. Но, поскольку школ в Новой Зеландии много разных, и в целом школьная система настроена довольно внимательно к потребностям ребенка и его семьи, детей на домашнем образовании здесь очень немного - менее 1% всех детей школьного возраста.

Ну и отличие от школ северного полушария - учебный год тут начинается в феврале, после декабрьских-январских летних каникул, и заканчивается в декабре. В учебном году - 4 четверти, между ними по 2 недели каникул.

Садик, куда 2 утра в неделю ходит моя младшая дочь - Kowhai Childcare

Детские сады (поддерживаемые государством), игровые группы для малышей и дошкольные центры работают по той же схеме. При этом есть ясли, домашние детские сады и другие учреждения, которые работают круглый год - за исключением новогодних каникул. Сдать чадо куда-то до того, как ему исполнилось три - довольно дорого. Но по достижению ребенком трех лет родители радуются: теперь и до школы каждому малышу положено 20 бесплатных часов в неделю почти в любом детском учреждении. Часто вам предложат немного доплатить за каждый из этих 20 часов, это называется donation. Дословно - пожертвование, но сумма его четко оговорена и оно не является добровольным. Такая вот игра слов, наверное, чтобы соблюсти закон. Лично я нахожу эту систему 20 бесплатных часов по достижению ребенком 3-х лет очень разумной - это хорошая финансовая мотивация родителям во-первых, сократить раннюю социализацию, а во-вторых, не оставлять трехлетку в саду на целый день.

Что имеется для малышей, которые еще не ходят в школу, но имеют какие-то особенности развития или ограничены в мобильности ? Существуют центры "раннего вмешательства". В нашем небольшом городе (это Hamilton, центр провинции Waikato) таких два. Один из них (McKenzie Centre) не придерживается какой-либо особенной методики и предлагает за скромную плату занятия для малышей вместе с родителями раз в неделю. Другой - Центр кондуктивной педагогики (Conductive Education). Это метод венгерского врача и педагога Андраша Петьо, специально разработанный для детей и взрослых с моторными нарушениями неврологического характера (например, ДЦП). В центре работает три педагога (их называют "кондукторами") из Венгрии, занятия проводятся два раза в неделю и без присутствия родителей. Этот центр не просит никакой платы и предоставляет те самые 20 часов абсолютно бесплатно. Эти же центры помогают родителям привлекать всех других специалистов и координировать их работу: например, логопедов. То есть, по сути, выполняют функции терапевта, который направляет вас к специалистам. Кроме того, "кондукторы" сопровождают родителей, при необходимости, на встречи с медиками. В этих же центрах есть специально обученные люди, которые навещают ребенка в детском саду или другом центре, куда ребенок ходит в остальные дни, и, если нужно, центр организует туда помощника воспитателя, который будет помогать ребенку в самые критичные моменты дня. И эти же специально обученные люди помогают родителям выбрать для своего ребенка наиболее подходящую школу, в которую он перейдет в пять-шесть лет.

Занятия детей в Conductive Education Pre-School Waikato

Теперь - внимание. Самое главное и ценное: выбор школы - для ребенка с особыми потребностями зависит только от решения его семьи и доступного ей государственного финансирования. Потому что абсолютно любая школа должна предоставить для вашего ребенка возможность для обучения и обеспечить его безопасность - причем, как физическую, так и эмоциональную. То есть в теории, если ваш ребенок в инвалидном кресле, а школа не оборудована рампами - Министерство образования помогает школе эти рампы обустроить. Если вы переживаете, что ваш ребенок может, наоборот, легко убежать - это тоже задача школы сделать так, чтобы этого не случилось. И конечно, в зависимости от потребностей ребенка, любая школа может рассчитывать на специальных учителей, призванных сделать его обучение эффективным.

Основных вариантов - три: 
  1. Специальная школа для детей с особенностями развития
  2. Специальный класс ("спутник"), поддерживаемый спец-школой на территории обычной школы
  3. Самая обычная (или необычная по своему характеру, но не созданная специально для "особых" детей)  школа, куда ходят дети "такие, как все"
Все эти заведения, - а, точнее, их директора, - абсолютно счастливы с вами встретиться и все показать-рассказать в любом возрасте вашего ребенка и при любом статусе его визы. И только некоторые могут вам сказать о том, что, прежде чем отправить ребенка в специальную школу или класс, вам придется получить финансирование. Все понимают, что это всего лишь бумажная работа, но бумага важная, и эту часть работы делает для родителей центр раннего вмешательства - это тоже одна из их задач.

Ученики спецшколы Patricia Avenue раскрашивают стены городского бассейна

(Надо сказать, что и самим родительским треволнениям, связанным с переходом их чада из дошкольного учреждения в школу, уделяется много внимания: во-первых, родителям становится еще более заметной разница между их "особым" ребенком и его ровесниками; во-вторых, выбранная школа может не иметь опыта работы с такими детьми, и родителям придется как-то доносить до школы, что и как нужно для этого конкретного ребенка.)

Каким образом выдается это финансирование ? Для начала, все особые образовательные потребности делятся на две группы: небольшие / умеренные и значительные (высокие / очень высокие). Это - исключительно о том, сколько помощи нужно ребенку, чтобы учиться вместе с остальными детьми в классе. Слова "умственно отсталый" или даже "инвалид" не используются вовсе.

Что доступно для ребят с небольшими / умеренными потребностями (4% всех детей), это все в самой "стандартной" школе:
  • специальные учителя, поддерживающие учеников с умеренными сложностями в обучении и / или поведении;
  • специальные учителя, поддерживающие учеников с нарушениями зрения;
  • специальные учителя, поддерживающие учеников с нарушениями слуха;
  • эрготерапевты (лучшего соответствия occupational therapists не нашла, Эрготерапия — это "область медицины, имеющая своей целью оказание помощи человеку в повседневной жизни, развитие, восстановление и поддержание навыков, необходимых при выполнении действий, важных и значимых для здоровья и благополучия данного индивидуума"), специалисты ЛФК (physiotherapists) - те, кто помогает ученикам с физическими нарушениями, психологи, логопеды.

Ученики спецшколы Hamilton North на занятиях музыкой
в соседней "обычной" школе St Andrews

И только 3% всех детей школьного возраста в Новой Зеландии определяются как имеющие "значительные" образовательные потребности. Эти 3% получат дополнительное финансирование от Министерства образования и право на:
  • логопедическую программу - поддержка для детей с серьезными сложностями в коммуникационных навыках;
  • поведенческую программу - поддержка и консультации для детей с серьезными сложностями в поведении, их школ и родителей;
  • постоянную / пересматриваемую схему финансирования*, позволяющую отправить ребенка в специальную школу или специальный класс, включающую специалистов и различные виды терапии, дополнительных учителей;
  • образовательную помощь детям с серьезными проблемами здоровья - это помощник учителя, который "приставлен" к конкретному ученику.
*Постоянная программа финансирования дается ребенку раз и навсегда до окончания им школы (считается, что это в 21 год). Пересматриваемая - пересматривается раз в три года, поскольку есть причины считать, что потребности ребенка могут за это время измениться. В любом случае, доказывать кому-то каждый год, что у ребенка не отросла за это время, например, здоровая рука - не нужно. Если ребенок меняет школу, эта программа финансирования просто "переходит" вместе с ним.

Например, недавно я видела класс-"спутник" от специальной школы (таких школ в нашем городе тоже две) - это отдельное здание на территории обычной школы. Ребят собирают утром из дома и привозят на автобусе, это тоже включено в финансирование. В расписании - плавание, иппотерапия (езда верхом), логопеды и ЛФК, детей учат делать покупки в супермаркете, готовить на кухне - по возможности, стремятся дать побольше навыков самостоятельной жизни. Это все, плюс, конечно, основное обучение, полностью покрывается за счет государственного финансирования - родителям не нужно платить вообще ни за что. "Правда, - почти извиняясь, сказала мне директор этого "спутника", - вам придется потратиться на форму, и это недешево". Насчет формы это в разных школах по-разному, но если спецкласс находится в школе, где форму носят - то и хоть какие "особые" дети из спецкласса должны форму носить. Не знаю пока, как дорого это может стоить, но подозреваю, что уж не дороже одного визита к невропатологу по местным расценкам.

Ученики школы Te Totara Primary, где есть класс-"спутник"

Что делают специальные учителя в случае с ребятами с умеренными потребностями ? Прежде всего, в сотрудничестве со школой и родителями, разрабатывают адаптированную программу для вашего ребенка и ставят цели, которые школа будет стремится выполнить:
  • при необходимости, адаптируют учебную программу
  • поощряют "положительное социальное, сотрудничающее и независимое обучение" (надо полагать, всячески положительно влияют на вашего ребенка и его мотивацию);
  • раскрывают сильные стороны вашего ребенка;
  • прислушиваются к потребностям вас самих и вашего ребенка, - и понимают их;
  • участвуют в разработке индивидуального учебного плана (ИУП) вашего ребенка.
Как происходит переход в школу ? Все продуманно и постепенно. План действий выглядит примерно так:
  • За год до начала школы:
    семья начинает рассматривать варианты и обсуждать их с центром раннего вмешательства;
  • За полгода до начала школы:
    семья принимает решение о том, в какую школу пойдет ребенок, и записывает ребенка в эту школу; центр раннего вмешательства рассматривает доступные варианты финансирования;
  • За три месяца до начала школы:
    семья встречается с руководством школы и работниками центра раннего вмешательства, чтобы обсудить потребности ребенка и его сильные стороны и составить план перехода; центр раннего вмешательства подает заявку на финансирование;
  • Прямо перед началом школы:
    ребенок "знакомится" со школой - ходит на несколько занятий вместе с родителем (как бы "в гости" - так же ходят "в гости" с малышом перед началом детского сада, минимум 2-3 раза до того, как оставить его одного), учитель может посетить ребенка на занятиях в центре раннего вмешательства; команды с обеих сторон - центра раннего вмешательства и школы, - встречаются, чтобы обсудить полную ситуацию с финансированием и имеющейся помощью для ребенка;
  • Ребенок идет в школу:
    семья, школа и центр раннего вмешательства помогают ребенку освоиться в школе и привыкнуть к новой обстановке и новому режиму; все они регулярно общаются между собой и разрабатывают индивидуальный учебный план;
  • Полгода после начала школы:
    время участия центра раннего вмешательства заканчивается, команда школы полностью берет в свои руки работу с ребенком и его потребностями.
Индивидуальный учебный план составляется учителями и родителями и пересматривается, как минимум, раз в полгода. Наш текущий (дошкольный) план для Альфреда, составленный мною и его "кондукторами", например, включает "напоминание использовать левую руку как можно чаще", "научиться расставаться с мамой" и "концентрироваться на одном задании до 2-х минут".

"Кресла-каталки в действии", школа Woodstock
Что касается "инклюзии" как таковой, то школы любого вида активно взаимодействуют с сообществом. Если это класс-"спутник", то на перемене ребенок играет на площадке вместе с остальными детьми школы и участвует в общешкольных проектах. Но самую глубокую "инклюзию" я видела в классе Кондуктивной педагогики при школе Woodstock: у этого класса есть свое помещение для занятий по принципам кондуктивной педагогики, но на все предметы - у кого какие в расписании, - дети ходят в основные классы школы.

Вариант школы, к которому пока склоняемся мы - это вальдорфская школа Waikato Waldorf School, рядом с которой мы поселились, переехав сюда. Мы уже активно участвуем в жизни вальдорфского сообщества, и с февраля дети ходим в игровую группу, где мы встречаемся с другими детьми и родителями.

На прошлой неделе случился важный этап - Альфред начал ходить два раза в неделю в вальдорфский детский сад. Туда дети приходят с 4-х лет, и остаются уже до школы, в этой системе эти до 6-7 лет. Здесь уже только два воспитателя на 20 детей и установленное расписание: ребенка можно оставить до обеда (8-45 - 13-00) или "на целый день" (8-45 - 14-45). Поскольку это первые недели, я забираю его в 12, ему этого пока достаточно.  По финансам - сад стоит небольших по местным меркам денег (NZ$40 в неделю, мы платим только NZ$20 за два дня - это около 600 рублей по нынешнему курсу; для сравнения, няня стоит примерно NZ$15 в час, ясли в этой же системе - около NZ$9 в час). Питание обычно включено, детям надо только принести с собой какой-нибудь фрукт, но, поскольку у меня особые требования к питанию сына, я передаю некоторые продукты сама: безглютеновый хлеб и пасту (макароны))) из гречневой муки. Воспитатели абсолютно счастливы это учесть и сварить, например, чашку пасты отдельно. И наш центр Кондуктивной педагогики организовал учителя, который остается с Альфредом в саду каждое утро на 1,5 часа - в то время, когда ему особенно нужна помощь взрослого. Я спокойна - знаю, что он остается с человеком, с которым они уже хорошо знают друг друга, и до того времени, как я приду его забирать - с ним в любом случае будут внимательные взрослые, которым я доверяю.

Дети в детском саду Miro House, куда начал ходить Альфред

На следующей неделе мы идем "на экскурсию" для родителей в вальдорфскую школу: такие экскурсии проводятся несколько раз в год, и эта - специально для родителей детей, которые начнут учиться в феврале 2016. Нам уже надо будет заявить о своем интересе, если мы хотим, чтобы Альфред учился там.

Как пройдет переход сына в школу, и подойдет ли выбранная нами школа ему - покажет только опыт и время. Насколько то, что написано в красочных буклетах соответствует истине - тоже. Но самое главное, о чем здесь, кажется, догадываются, и о чем ни на минуту не стоит забывать нам, родителям, - это то, что не ребенок должен приспосабливаться к школе и соответствовать нуждам системы. Это школа должна быть готова принять ребенка - таким, какой он есть, и постараться ответить на запросы семьи. Конечно, как и в любом союзе, существуют вопросы адаптации,"притирания" друг к другу и взаимного уважения и понимания, как и самый главный вопрос - хочу ли я и дальше находиться в этой ситуации, если меня что-то в ней не устраивает, или я могу что-то изменить к лучшему ? Но это уже - относительно тонкая настройка. Важно то, что нам есть, из чего выбирать.

2 комментария:

  1. Алина, вот у меня вопрос. Даже не к тебе, наверное, но возможно, ты поделишься своими мыслями.
    Как? Они? Это делают?
    ну как? Это же очень дорого, трудоемко - организовать такую красоту.
    Как же должно работать правительство, как должно распределять бюджет, какие должно иметь приоритеты, чтобы так организовать школьную жизнь!
    И вот это закономерность, что если в школе удобно особенному ребенку, но удобно всем - она ведь применима в любой сфере.
    Например, закон современной урбанистики - город, удобный для пешеходов с ограниченными возможностями, удобен всем - прямо про новозеландские школы, такое чувство что.
    Спасибо за интересную статью.

    ОтветитьУдалить
  2. Оля, мне вспомнился Задорнов с его мыслью о том, что надо с 1917-го года объяснять, почему у нас замок снаружи туалета. Или еще раньше. Конечно, я могу сказать о том, как граждане тут платят налоги: это почти половина заработка. Но при этом и остается на достойную жизнь (хотя довольно дорогую), и такое правительство, что эти деньги не ворует в огромных масштабах. Сложный вопрос.

    Ричард Брэнсон в одной из книг высказался о том, что жители Автралии и Новой Зеландии не так просты: они долго перебирали разные места, прежде чем выбрать именно эти, они знают о качестве своей жизни и выбирают с толком, им абы чего не втюхнешь. (Кстати, я когда читала его - думала о том, какое же детство должно быть у человека, чтобы он вырос таким .. безграничным, что ли. Даже небо ему - не потолок, и дело не только в деньгах в семье. Очень интересно бы узнать о его взаимоотношениях с мамой, например))

    Может потому, что они тут вдали от больших потрясений и в чем-то наивны, но к детям тут в целом очень бережно и с любовью относятся - и они вырастают уверенными в себе и дружелюбности мира взрослыми. Не все конечно, не буду идеализировать, но многие. И кстати очень гордятся тем, что НЗ - первая (из нынесуществующих) страна, где женщины получили выборное право наравне с мужчинами. Не просто ж им его дали, они активно за него боролись. Ну вот как-то взаимосвязано это все, как и то, что коровы тут все еще гуляют под открытым небом и жуют травку.

    Кроме налогов, бюджета и правительства - тут очень развито волонтерство, родители сами активно участвуют в разных школьных мероприятиях, и каждый что-нибудь делает не за деньги.

    Вот пример, со школой не связанный, но связанный с учебой: получить водительские права. У нас ты шагаешь на курсы, платишь деньги и рассчитываешь, что после этого (заплатишь еще для прохождения экзамена) - и будь готов, садись за руль. Тут, в НЗ, каждому, сдавшему теорию, рекомендуют наездить 120 часов за рулем в сопровождении опытного водителя, прежде чем пытаться сдавать практику. Сто двадцать часов ! Конечно, можно и нужно взять уроки вождения, но это дорого - скажем, можно позволить себе около 10. Это значит, что остальные 110 надо наездить с мужем-папой-мамой-братом-другом ... Вот тебе легко представить, что даже близкие твои родственники готовы вот так 110 часов с тобой терпеливо отводить, все объясняя и исправляя твои ошибки - причем так, чтобы это звучало как "у тебя отлично получилось" ? Может, с этого надо начинать, со взаимопомощи и самоосознания, это долгий путь.

    Есть, по моему личному мнению, и оборотная сторона медали - многие родители "особых" могут быть довольно пассивными, становиться в позицию "мне все должны" и сидеть на антидепрессантах, это тоже не очень приятное зрелище.

    Не знаю в итоге, ответила ли на твой вопрос )))

    ОтветитьУдалить