МОЗЖЕЧОК – коре больших
полушарий : Эй вы там, наверху ! Cлышали, что лектор только что сказал ?! Вы –
80% массы головного мозга и только 20% всех нейронов ! Я вешу в 8 раз меньше и
во мне 70% всех нейронов !!!
КОРА БОЛЬШИХ
ПОЛУШАРИЙ: Так то ж бразильские ученые насчитали. Пойдем спросим британских …
а, вот, у тебя-то нейроны малюююсенькие, а у нас – крупные, с гигантским числом
синапсов !
БАЗАЛЬНЫЕ ГАНГЛИИ
(ворча): нашли чем заняться, нейронами и синапсами меряться ! Про миндалину не
забывайте, а то она как отреагирует эмоционально на какой-нибудь стресс, так
все ваши синапсы только этим и будут заниматься. Смотрите, смотрите, наш руками
к чашке тянется, сейчас в рот потянет !
АССОЦИАТИВНАЯ
ЛОБНАЯ КОРА: да, у нас программа уже выбрана, пока вы болтаете – дотянуться до
чашки и исследовать ее на ощупь и на вкус. Яркая какая, кррасненькая, красная
погремушка вон какая интересная была (потирает руки)
ГОМУНКУЛУС: о да,
давайте создавать подробную карту руки и рта, это я люблю, это в жизни всегда
пригодится !
АССОЦИАТИВНАЯ
ЛОБНАЯ КОРА: глаза, готовимся смотреть, пальцы, готовимся щупать …
ПРЕМОТОРНАЯ КОРА,
ПОЛЕ 6: да-да, глаза – смотрим, плечевой сустав и локтевой сустав –
разгибаемся, пальцы – разгибаемся и хватаем,
АССОЦИАТИВНАЯ ЛОБНАЯ
КОРА: ко рту, ко рту несем !
ПРЕМОТОРНАЯ КОРА,
ПОЛЕ 6: не торопи, чувствуем контакт сначала .. пальцы, сжимаем, но не сильно
суставы – сгибаемся, шея – вытягиваемся, рот к чашке, раскрыться не забудь,
челюсть – вниз, глаза, глаза, смотрим на цель, не отвлекаемся, челюсть обратно,
сжимаем губы … УРА, дивергенция !
МОТОРНАЯ КОРА,
ПОЛЕ 4: Ура .. как команды давать так все горазды, а я мышечные сокращения на
ура выдавай. Мышцы, давай работай !
ПРЕМОТОРНАЯ КОРА,
ПОЛЕ 6: уф, утомилась. Малыш, отдохни, а ? Давай просто пальцами пошевелим
пока, мы это уже делали, а ?
МОТОРНАЯ КОРА,
ПОЛЕ 4: нет нет, надо повторить, закрепить каналы передачи информации, куй
железо пока горячо – пирамиды Беца простаивают …
КОРА БОЛЬШИХ
ПОЛУШАРИЙ (задумчиво): а мыслить-то нам когда … ? Нам что, всю жизнь за вами
так и следить – никаких же ресурсов не хватит … завязывайте уже со своими
произвольными движениями, у меня высшие функции неотправленные
МОЗЖЕЧОК и БАЗАЛЬНЫЕ
ГАНГЛИИ: Чип и Дейл спешат на помощь ! Давай мы последим, а ты творить пойдешь
?
МОЗЖЕЧОК (хихикая
в сторонку): я ж говорил, я крут, куда тебе с твоими огромными нейронами!
КОРА БОЛЬШИХ
ПОЛУШАРИЙ: Отлично, но имейте в виду – я не сплю, одним глазом за вами слежу !
ГЛАЗА (обеспокоенно):
каким – левым или правым, тебе детали или общую картину ?
КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ: Это метафора, фигура речи ! Нет у меня глаз никаких, расслабьтесь …
БАЗАЛЬНЫЕ ГАНГЛИИ:
ок, запоминаем последовательность. Чувствуем контакт.. пальцы - сжимаем, суставы
– сгибаемся, шея – вытягиваемся, рот к чашке, раскрыться, челюсть – вниз,
глаза, глаза, смотрим на цель, челюсть обратно, сжимаем губы .. Мозжечок, не
спи
МОЗЖЕЧОК: не-не,
мышцы, последовательность, скорость, все под контролем ! Повторить !
КОРА БОЛЬШИХ
ПОЛУШАРИЙ: ок, поехали еще раз !
БАЗАЛЬНЫЕ ГАНГЛИИ:
скопировали, готово, можем напрямую на поле 6 скидывать !
МОЗЖЕЧОК: тоже
готов, напрямую на поле 4 !
АССОЦИАТИВНАЯ
ЛОБНАЯ КОРА: отличная работа, ушла дальше творить тогда, всем спасибо !
МОЗЖЕЧОК: ох как
я люблю тренироваться, как я люблю учиться, какие замечательные мои 70%
БАЗАЛЬНЫЕ ГАНГЛИИ:
не раздувайся, без меня ты все это вместе не соберешь в красивое движение, я
моложе – а значит старше по званию !
МОЗЖЕЧОК: да вы
все новые квартиранты, понадстроили свои квартиры на моей крыше. Я все про всех
помню, все записываю. Вы только повторяйте, пока я вам поле 6 не подменю
окончательно, хе-хе. Всю произвольную программу до автоматизации доведу … Попомните
меня еще, я нашего хозяина фигуристом сделаю ! Все на автомат, все на автомат !
ЧЕРВЬ МОЗЖЕЧКА:
отлично, я за равновесие, положение головы и движения глаз отвечать буду !
СТАРАЯ ЧАСТЬ КОРЫ
МОЗЖЕЧКА: я за локомоцию
НОВАЯ ЧАСТЬ КОРЫ
МОЗЖЕЧКА: я за тонкую моторику, мимику и речь !
МОЗЖЕЧОК: эй, большие
полушария, а вы слышали – лектор опять про меня сказал, что я более изящен и
почти не ломаюсь, не то что вы .. Эволюция, знаете ли, опыт не пропьешь !
КОРА БОЛЬШИХ
ПОЛУШАРИЙ: ну знаешь, а как по поводу той девочки, Элизабет, которая родилась с
гипоплазией мозжечка ?
МОЗЖЕЧОК: ну да,
пороки развития, у всех бывает … но даже в том случае я стал работоспособным,
спасибо старому еврею Фельденкрайзу и Анат Баниэль. Элизабет танцевала на своей
свадьбе, я постарался ! Ну да, математика у нее все равно хромала. Но Толстого
она читала, Толстого !
КОРА БОЛЬШИХ
ПОЛУШАРИЙ: да уж, спасибо Фельденкрайзу, придумал метод, который из мозжечка
все автоматизмы вытаскивает и нам на рассмотрение приносит, мы можем привычки
изменить и новые варианты действий наработать. Век живи – век учись !
МОЗЖЕЧОК: Век живи
– век учись, тут я с вами совершенно согласен !
ЗАНАВЕС
(с) Алина Комнатная,
2018
Источники:
Курснейрофизиологии поведения, лекция 12
Norman Doidge: The Brain That Changes Itself (Appendix 2)
Norman Doidge: The Brain’s Way of Healing (Chapter 5 / A Girl
Missing Part of Her Brain)
Healing Quest: Feldenkrais Achieves What Medicine Could Not:
https://www.youtube.com/watch?v=CNVw4ZISLMs
Николай Бернштейн
«О ловкости и ее развитии»
Комментариев нет:
Отправить комментарий