среда, 12 декабря 2018 г.

Мозжечок и двигательное обучениe (пьеса об автоматизации одного движения)


МОЗЖЕЧОК – коре больших полушарий : Эй вы там, наверху ! Cлышали, что лектор только что сказал ?! Вы – 80% массы головного мозга и только 20% всех нейронов ! Я вешу в 8 раз меньше и во мне 70% всех нейронов !!!



КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ: Так то ж бразильские ученые насчитали. Пойдем спросим британских … а, вот, у тебя-то нейроны малюююсенькие, а у нас – крупные, с гигантским числом синапсов !

БАЗАЛЬНЫЕ ГАНГЛИИ (ворча): нашли чем заняться, нейронами и синапсами меряться ! Про миндалину не забывайте, а то она как отреагирует эмоционально на какой-нибудь стресс, так все ваши синапсы только этим и будут заниматься. Смотрите, смотрите, наш руками к чашке тянется, сейчас в рот потянет !


АССОЦИАТИВНАЯ ЛОБНАЯ КОРА: да, у нас программа уже выбрана, пока вы болтаете – дотянуться до чашки и исследовать ее на ощупь и на вкус. Яркая какая, кррасненькая, красная погремушка вон какая интересная была (потирает руки)

ГОМУНКУЛУС: о да, давайте создавать подробную карту руки и рта, это я люблю, это в жизни всегда пригодится !

АССОЦИАТИВНАЯ ЛОБНАЯ КОРА: глаза, готовимся смотреть, пальцы, готовимся щупать …

ПРЕМОТОРНАЯ КОРА, ПОЛЕ 6: да-да, глаза – смотрим, плечевой сустав и локтевой сустав – разгибаемся, пальцы – разгибаемся и хватаем,

АССОЦИАТИВНАЯ ЛОБНАЯ КОРА: ко рту, ко рту несем !

ПРЕМОТОРНАЯ КОРА, ПОЛЕ 6: не торопи, чувствуем контакт сначала .. пальцы, сжимаем, но не сильно суставы – сгибаемся, шея – вытягиваемся, рот к чашке, раскрыться не забудь, челюсть – вниз, глаза, глаза, смотрим на цель, не отвлекаемся, челюсть обратно, сжимаем губы … УРА, дивергенция !

МОТОРНАЯ КОРА, ПОЛЕ 4: Ура .. как команды давать так все горазды, а я мышечные сокращения на ура выдавай. Мышцы, давай работай !

ПРЕМОТОРНАЯ КОРА, ПОЛЕ 6: уф, утомилась. Малыш, отдохни, а ? Давай просто пальцами пошевелим пока, мы это уже делали, а ?

МОТОРНАЯ КОРА, ПОЛЕ 4: нет нет, надо повторить, закрепить каналы передачи информации, куй железо пока горячо – пирамиды Беца простаивают …

КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ (задумчиво): а мыслить-то нам когда … ? Нам что, всю жизнь за вами так и следить – никаких же ресурсов не хватит … завязывайте уже со своими произвольными движениями, у меня высшие функции неотправленные

МОЗЖЕЧОК и БАЗАЛЬНЫЕ ГАНГЛИИ: Чип и Дейл спешат на помощь ! Давай мы последим, а ты творить пойдешь ?

МОЗЖЕЧОК (хихикая в сторонку): я ж говорил, я крут, куда тебе с твоими огромными нейронами!

КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ: Отлично, но имейте в виду – я не сплю, одним глазом за вами слежу !

ГЛАЗА (обеспокоенно): каким – левым или правым, тебе детали или общую картину ?

КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ: Это метафора, фигура речи ! Нет у меня глаз никаких, расслабьтесь …

БАЗАЛЬНЫЕ ГАНГЛИИ: ок, запоминаем последовательность. Чувствуем контакт.. пальцы - сжимаем, суставы – сгибаемся, шея – вытягиваемся, рот к чашке, раскрыться, челюсть – вниз, глаза, глаза, смотрим на цель, челюсть обратно, сжимаем губы .. Мозжечок, не спи

МОЗЖЕЧОК: не-не, мышцы, последовательность, скорость, все под контролем ! Повторить !

КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ: ок, поехали еще раз !

БАЗАЛЬНЫЕ ГАНГЛИИ: скопировали, готово, можем напрямую на поле 6 скидывать !

МОЗЖЕЧОК: тоже готов, напрямую на поле 4 !

АССОЦИАТИВНАЯ ЛОБНАЯ КОРА: отличная работа, ушла дальше творить тогда, всем спасибо !

МОЗЖЕЧОК: ох как я люблю тренироваться, как я люблю учиться, какие замечательные мои 70%

БАЗАЛЬНЫЕ ГАНГЛИИ: не раздувайся, без меня ты все это вместе не соберешь в красивое движение, я моложе – а значит старше по званию !

МОЗЖЕЧОК: да вы все новые квартиранты, понадстроили свои квартиры на моей крыше. Я все про всех помню, все записываю. Вы только повторяйте, пока я вам поле 6 не подменю окончательно, хе-хе. Всю произвольную программу до автоматизации доведу … Попомните меня еще, я нашего хозяина фигуристом сделаю ! Все на автомат, все на автомат !

ЧЕРВЬ МОЗЖЕЧКА: отлично, я за равновесие, положение головы и движения глаз отвечать буду !

СТАРАЯ ЧАСТЬ КОРЫ МОЗЖЕЧКА: я за локомоцию

НОВАЯ ЧАСТЬ КОРЫ МОЗЖЕЧКА: я за тонкую моторику, мимику и речь !

МОЗЖЕЧОК: эй, большие полушария, а вы слышали – лектор опять про меня сказал, что я более изящен и почти не ломаюсь, не то что вы .. Эволюция, знаете ли, опыт не пропьешь !

КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ: ну знаешь, а как по поводу той девочки, Элизабет, которая родилась с гипоплазией мозжечка ?

МОЗЖЕЧОК: ну да, пороки развития, у всех бывает … но даже в том случае я стал работоспособным, спасибо старому еврею Фельденкрайзу и Анат Баниэль. Элизабет танцевала на своей свадьбе, я постарался ! Ну да, математика у нее все равно хромала. Но Толстого она читала, Толстого !


КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ: да уж, спасибо Фельденкрайзу, придумал метод, который из мозжечка все автоматизмы вытаскивает и нам на рассмотрение приносит, мы можем привычки изменить и новые варианты действий наработать. Век живи – век учись !

МОЗЖЕЧОК: Век живи – век учись, тут я с вами совершенно согласен !

ЗАНАВЕС

(с) Алина Комнатная, 2018

Источники:
Norman Doidge: The Brain That Changes Itself (Appendix 2)
Norman Doidge: The Brain’s Way of Healing (Chapter 5 / A Girl Missing Part of Her Brain)
Healing Quest: Feldenkrais Achieves What Medicine Could Not: https://www.youtube.com/watch?v=CNVw4ZISLMs
Николай Бернштейн «О ловкости и ее развитии»

Комментариев нет:

Отправить комментарий