А вот другая сторона сахара - сразу явно
горькая и "черная". История тростниковых плантаций неразрывно связана с
историей рабства. То распространение, которое получила торговля неграми,
случилось из-за того, что плантаторам нужна была рабочая
сила для тяжелого труда под палящим солнцем. Белые рабочие для этого
просто не подходили (однако, позднее, в Австралии, сие утверждение было опровергнуто на практике). И, несмотря на то, что черные рабы были всегда
самым большим капиталом плантатора, обходились с ними более, чем
жестоко. До тех пор, пока с 1807 года не замаячила отмена работорговли и
плантаторы стали думать о том, как же восстановить естественное
воспроизводство своих рабочих (рождаемость рабов и даже животных на
тростниковых плантациях была крайне низкой от нечеловеческих условий
жизни и работы).
Вот и Вольтер об этом пишет в "Кандиде" (1758):
Вот и Вольтер об этом пишет в "Кандиде" (1758):
"Два раза в год нам дают только вот такие полотняные панталоны, и это вся наша одежда. Если на сахароварне у негра попадает палец в жернов, ему отрезают всю руку; если он вздумает убежать, ему отрубают ногу. Со мной случилось и то и другое. Вот цена, которую мы платим за то, чтобы у вас в Европе был сахар. А между тем, когда моя мать продала меня на Гвинейском берегу за десять патагонских монет, она мне сказала: «Дорогое мое дитя, благословляй наши фетиши, почитай их всегда, они принесут тебе счастье; ты удостоился чести стать рабом наших белых господ и вместе с тем одарил богатством своих родителей». Увы! Я не знаю, одарил ли я их богатством, но сам-то я счастья не нажил. Собаки, обезьяны, попугаи в тысячу раз счастливее, чем мы; голландские жрецы, которые обратили меня в свою веру, твердят мне каждое воскресенье, что все мы — потомки Адама, белые и черные. Я не силен в генеалогии, но если проповедники говорят правду, мы и впрямь все сродни друг другу. Но подумайте сами, можно ли так ужасно обращаться с собственными родственниками?"
Историки считают, что долгие годы работорговли нанесли непоправимый урон африканскому континенту, который не смог развить в своих странах того уровня сельского хозяйства и промышленности, который, несомненно, был бы достигнут, если бы все эти люди не были проданы в рабство.
Наверное, сегодняшний мир выглядел бы тогда совсем по-другому.
Но, может, и танго не появилось бы тогда на свет ? ...
Комментариев нет:
Отправить комментарий